Амортизаторы. Четыре зимние неприятности

Рассказываем, чего ждать от плохих амортизаторов и как правильно пользоваться хорошими.

Очень вероятно, что сегодня вы счищали с машины снег, мёрзли в ней, потом прогревали двигатель и уезжали по делам. Значит вы прочувствуете эту статью острее, чем те, кто будет читать её в октябре.

 

 

Cледить за машиной и в частности за амортизаторами очень выгодно. Многие просто забывают о том, что они есть, в том числе зимой. Это со временем приводит к разбитым шаровым, порванным сайлентблокам и повреждениям кузова в области крепления стоек. Летом на сухом асфальте это дискомфорт, в дождь — риск, а зимой в снежной каше или на льду уже реальная опасность для жизни. Вот 4 зимние проблемы и советы, которые помогут с ними разобраться и избежать поломок.

Непрогретые амортизаторы

Трескучий мороз, обычное зимнее утро. Вы трогаетесь и чувствуете, что как-то жёстко — как будто вместо подвески у вас стоит четыре лома. Это амортизационная жидкость стала плотнее и теперь не успевает проходить через систему клапанов. Холодный амортизатор гасит колебания кузова более эффективно, но растет нагрузка на конструкцию демпфера, крепления и расположенные рядом детали. Вместе с с задубевшими сайлентблоками и отбойниками замёрзшие амортизаторы создают ощущение избыточно жёсткой подвески – резкие пики ускорений и постукивания.

Что делать. Если температура опустилась ниже −20°C, а машина стоит на морозе больше часа – вспомните об амортизаторах. Первые 500-800 метров двигайтесь в спокойном режиме, избегайте ударных нагрузок на подвеску. Так амортизационная жидкость прогреется, амортизаторы войдут в штатный тепловой режим и риск поломки существенно снизится.

Если в ваших краях суровые зимы, и температура долго держится на уровне -30°C и ниже — рекомендуем установить дополнительный электроподогрев корпусов амортизаторов и предпусковой подогреватель ДВС. Это продлит срок службы автомобиля в целом.

Амортизаторы KYB тоже нужно прогревать, но происходит это быстро и предсказуемо. Чтобы добиться высокой термостойкости, мы проводим специальный тест: замораживаем амортизатор до температуры −45 °C, а затем отправляем на динамический нагрузочный стенд. Если показатели не соответствуют проектным значениям, инженеры дорабатывают демпферы и снова тестируют их. После лабораторных испытаний инженеры проводят дорожные тесты в условиях низких температур для каждого сочетания «клапанный механизм – тип жидкости». Так до тех пор, пока система не начнет работать стабильно в экстремальных условиях.


Старение амортизационной жидкости

Амортизационная жидкость со временем теряет свои свойства и становится излишне текучей. Она распадается на основу и присадки, которые не работают по-отдельности. Вязкость изношенной жидкости резко меняется в зависимости от нагрузки, поведение автомобиля на дороге становится непредсказуемым. В парах трения возникает недостаток смазки, цилиндр, поршень и уплотнения изнашиваются, а амортизатор погибает.

Что делать. Логичный выход – установка качественных амортизаторов. В них жидкость сохраняет заданные свойства в течение всего срока службы. Конструкция современных амортизаторов не предусматривает обслуживания, поэтому корпуса сделаны неразборными.

Для своих амортизаторов KYB использует больше десяти видов амортизационной жидкости. Они сохраняют свойства в диапазоне от -45 до +80 °C. Состав и свойства жидкости соответствуют особенностям автомобиля и проектным характеристикам конкретной модели амортизатора. Все жидкости производят под контролем KYB официальные партнеры компании – корпорации ENEOS, Idemitsu, Repsol и Total.

Шток амортизатора. Грязь и обмерзание

Пыльник уже полгода как рассыпался, отбойник и шток амортизатора остались без защиты. Мороз и реагенты разрушают отбойник, амортизатор начинает пробивать, вы слышите и чувствуете это. Шток открыт для абразива, химикатов и воды с дороги. Сальник какое-то время всему этому будет сопротивляться, но долго не продержится. Он износится, нарушится герметичность системы и амортизатор потечёт.

 

Поврежденный шток поршня.

 

 

Изношенный пыльник.

 

Что делать. Следить за состоянием пыльников и отбойников. Главное правило: поменяли амортизаторы — меняйте комплект защиты. Не стоит ставить визуально целые старые пыльники с отбойниками на новые стойки. Реагенты и дорожная грязь проникают в структуру пыльника и разрушают его изнутри.

 

Комплект защиты: новые пыльники и отбойники.

 

Допустим, амортизатор свежий и исправный, а с защитой что-то не так — не задумывайтесь, меняйте её на новую. Стоимость защитного комплекта несопоставима со стоимостью амортизаторов и работы по их замене. Так вам не придётся раньше времени менять амортизаторы.

Целая защита не всегда гарантирует отсутствие льда на штоке, но в хороших амортизаторах эта проблема решена. Разработчики KYB сделали так, чтобы масляная плёнка всегда тонким слоем покрывала шток и защищала его от обмерзания. На штоках наших амортизаторов есть микронеровности, которые нанесены методом хонингования. Благодаря ним масляная пленка держится на штоке. Мультикромочный сальник имеет специальную грязеотбойную кромку для защиты от грязи, реагентов и льда. Кромка сальника и пара трения шток–направляющая втулка постоянно увлажнены. Благодаря этому риск сухого трения сводится к минимуму.

Повреждения эластичных конструкций и соединений

В амортизаторе на морозе страдают сальник и уплотнения поршня. Они замерзают и теряют эластичность, а если это не происходит — постепенно разрушаются из-за солей и реагентов. Амортизатор теряет свои свойства, течёт и приходит в негодность.

 

Амортизационная жидкость вытекает.

 

Что делать. Стоит выбрать амортизаторы, в конструкции которых применены эластичные элементы из износостойких материалов. Они не лопнут на морозе и не разрушатся из-за химических воздействий.

Компания KYB выпускает компоненты амортизационного узла из особых сортов эластомеров и полимеров. Точный состав материалов определяют с помощью методики компьютерного моделирования. Программа рассчитывает рецептуру материалов и создает прототипы компонентов с учетом реальных условий эксплуатации. Все соединения в составе узла проходят лабораторные, динамические и натурные тесты – это дает возможность постоянно дорабатывать компоненты и их конструкцию. KYB – одна из немногих компаний в мире, которая производит сальники самостоятельно. На головном предприятии в Гифу (Япония) ежегодно производят более 50 млн. сальников для штоков автомобильных амортизаторов.

 

Моделирование амортизационного узла.

 

Запомнить

— Не забывайте прогревать амортизаторы при температуре ниже −20°C
— Если в ваших краях суровые зимы и температура часто опускается ниже -30°C — установите дополнительный электроподогрев корпусов амортизаторов и предпусковой подогреватель ДВС.
— Устанавливайте амортизаторы, которые собраны из качественных компонентов.
— Следите за тем, чтобы пыльники и отбойники всегда были целыми. Ни в коем случае не ставьте старый защитный комплект на новые амортизаторы.